8 класс
Тема. Античная литература. Хронологические и географические границы. Значение для европейской литературы. Античность и искусство
Цели:
- дать представление об античной литературе; раскрыть ее художественное своеобразие и значение в истории мировой культуры;
- развивать умение составлять конспект услышанного и прочитанного;
- воспитывать культуру речи, пробудить интерес к античной литературе, формировать гуманное отношение к личности.
Этапы урока
- Организационный этап
- Проверка домашнего задания
Письменный опрос по вопросам.
- Из какого языка заимствовано слово «литература»?
- Как возникла литература, из чего она выделилась?
- Какие два значения имеет термин «литература»?
- Назовите функции художественной литературы.
- Какая из них является наиболее важной? Почему?
- Какие виды искусства были наиболее востребованы в Античности и в эпоху Возрождения?
- Почему с XVIII века литература стала завоёвывать больше поклонников?
- Какие стороны жизни отражаются в лит. произведениях?
- Каковы позиции автора в произведении?
- В чём состоит труд читателя?
III. Объявление темы и цели урока. Актуализация опорных знаний
Беседа (приём «Микрофон»).
- Вспомните, что такое миф, мифология.
- Какие мифы вам известны? О чём в них рассказывается?
- Какие явления общественной жизни, природы они отображают?
- Кто является верховным божеством в греческой мифологии?
- Слово учителя
Текстовое сопровождение презентации «Античная литература». Материал прилагается
- Чтение учебника. Составление конспекта
Запись в тетради.
Античная литература (около IX века до н.э. – V век н.э.)
Особенности античной культуры:
- Античная культура– одна из самых ранних культур человечества. Она существовала в Греции, Италии, Северной Африке, Передней Азии.
- Человек в античном искусстве –свободная личность, справедливая, рассудительная. Произведения искусства (скульптуры, картины) воспевали физическую красоту и благородные поступки человека. Боги воспринимались как часть природы.
- Театр – самый важный вид искусства в Античности.534 г. до н.э. – появление театра в Афинах. Театр был похож на современный открытый стадион. Актёры носили маски. Актёры декламировали, пели, танцевали.
- Был велик авторитет знания: в Александрии в III веке до н.э. возник Мусейон – подобие академии наук (исслед. центр, музей, ботан. сад, зверинец, обсерватория).
Особенности античной литературы:
- У древних греков не было сказок, но были мифы о Геракле, Зевсе, Афродите. Римляне заимствовали мифы у греков, но дали богам свои имена.
- Сюжеты античных произведений связаны с мифологией, а тексты написаны в поэтической форме.
- Возникли литературоведческие понятия:
Роды лит-ры |
Жанры лит-ры |
1. Эпос |
- басня (Эзоп) - поэма (Гомер «Илиада» и «Одиссея») - роман (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Диоген) - повесть - биография (Плутарх, Тацит) |
2. Лирика |
- ода (Гораций) - гимн (Гомер) - сатира (Гораций, Ювенал) - элегия (Овидий, Эпимах) |
3. Драма |
- комедия (Аристофан) - трагедия (Эсхил – сохр. 7 пьес из 90, Софокл) - драма |
- Гл. материал для письма с VII века до н.э. – папирус. Книги – папирусные свитки. Лишь в III веке появились привычные книги из пергамента – кодексы. Библиотека в Александрии (Египет) – 700 тысяч книг.
VII. Подведение итогов урока
- Что означает понятие «античный»?
- Назовите временные границы античной культуры.
- На территории каких государств существовала античная культура?
- Назовите особенности античной культуры.
- Назовите особенности античной литературы.
- В чём состоит значение Античности для последующего развития европейской культуры.
Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном процессе заключаются в том, что
- обращение к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы;
- в античности «возникли» многие жанры;
- в античности зародились такие науки, как теория литературы, история, теория красноречия, философия, филология, грамматика;
- философское осмысление действительности, прославление непреклонности в борьбе, любви к родине, вера в силы человека, его способность к всестороннему развитию.
- Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Прочитать материал на с. 6-8. Подготовить пересказ. Ответить на вопрос 2.
По желанию выполнить задание 3 на с. 9.
Прочитать статью «Литература эпохи Возрождения» (с. 9—10).
Выполнить задание 1 (с. 10)
Особенности античной литературы:
- У древних греков не было сказок, но были мифыо Геракле, Зевсе. Римляне заимствовали мифы у греков, но дали богам свои имена.
- Сюжеты античных произвед-й связаны с мифологией, а тексты написаны в поэтической форме.
- Гл. материал для письма с VII века до н.э. – папирус. Книги – папирусные свитки. Лишь в III веке появились книги из пергамента – кодексы. Библиотека в Александрии (Египет) – 700 тысяч книг.
- Возникли литературоведческие понятия:
Роды лит-ры |
Жанры лит-ры |
1. Эпос |
- басня (Эзоп) - поэма (Гомер «Илиада» и «Одиссея») - роман (Геродот, Диоген) - повесть - биография (Плутарх) |
2. Лирика |
- ода (Гораций) - гимн (Гомер) - сатира (Ювенал) - элегия (Овидий) |
3. Драма |
- комедия (Аристофан) - трагедия (Эсхил – сохр. 7 пьес из 90, Софокл) - драма |
Особенности античной литературы:
- У древних греков не было сказок, но были мифыо Геракле, Зевсе. Римляне заимствовали мифы у греков, но дали богам свои имена.
- Сюжеты античных произвед-й связаны с мифологией, а тексты написаны в поэтической форме.
- Гл. материал для письма с VII века до н.э. – папирус. Книги – папирусные свитки. Лишь в III веке появились книги из пергамента – кодексы. Библиотека в Александрии (Египет) – 700 тысяч книг.
Текстовое сопровождение презентации «Античная литература»
(фрагменты)
Искусство древней Греции: Архитектура
Древние греки прославились своим искусством во всём мире. Архитектура, скульптура, художественное слово Древней Греции оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. Древнегреческое искусство принято называть классическим, то есть совершенным, образцовым. Жилые дома греков были очень скромными. Но храмы, стадионы и другие общественные здания, где свободный грек проводил большую часть своего времени, строились красивыми и величественными, именно религиозные строения являются самым занимательными памятниками искусства древней Греции. К сожалению, время не пощадило архитектурные памятники Древней Греции. Однако и в таком виде они поражают своей красотой и совершенством пропорций.
Греки были хорошими математиками. Сооружая храмы, они придерживались правила «ничего чрезмерного», или правила «золотой середины».
Греческие храмы не высокие и не низкие. Архитекторы выбирали такие пропорции, которые особенно радуют глаз. Храмы строились всегда на каком-нибудь возвышении, на горе или искусственном основании. Прямоугольное строение храма со всех сторон окружали мраморной колоннадой — портиком. Портик делал храм прозрачным и лёгким на вид, а кроме того, защищал людей от солнца.
Позже всех возникли коринфские колонны. Их капитель делалась в виде корзины с цветами.
Нередко греки вместо колонн изготовляли специальные каменные статуи, которые своими руками или головами подпирали крышу или карниз. Такие статуи в виде мужских фигур называются атлантами, а в виде женских — кариатидами.
Искусство древней Греции: Скульптура
Скульптура - важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы — Фидий, Мирон, Поликлет и многие другие.
Они воспевали красоту человеческого тела, красота воспевалась почти во всех произведениях искусства древней Греции. Богов и людей изображали одинаково — молодыми, сильными, прекрасными. Греки считали, что человек подобен богам. Статуи отливали из бронзы или высекали из белого мрамора. Мраморные статуи нередко раскрашивали. В храмах, на площадях и улицах греческих городов стояли бронзовые и мраморные статуи богов, спортсменов, философов, трагиков и знаменитых людей.
После победы над персами в греко-персидских войнах древние греки воспевали в искусстве мужество, отвагу и силу воинов, это отразилось на большинстве произведений искусства древней Греции. Скульпторы увековечивали также победителей в спортивных состязаниях. Атлетов изображали сильными и красивыми. Статуи победителей заказывали на средства города, от которого выступал спортсмен, или на его собственные деньги. Статуи атлетов ставили там, где он одержал победу, или в его родном городе.
Греки никогда не изображали уродливых людей; они считали, что воспевать стоит лишь красоту.
Скульптор Поликлет установил особые правила, согласно которым следовало ваять статуи. Пропорции тела должны быть такими: голова человека семь раз укладывается в высоту фигуры, профиль головы приближается к квадрату, а лоб и нос составляют одну линию.
Наиболее известны такие статуи: «Дискобол» («Метатель диска») Мирона, «Афродита» (богиня красоты и любви) Праксителя, «Афродита Мил осекая» неизвестного скульптора, «Аполлон Бельведерский» Леохара и «Геракл со львом» Лисиппа.
Искусство древней Греции: греческий театр
Древняя Греция — родина европейского театра, культура древней Греции повлияла на развитие мирового тетра. Театры строились под открытым небом на крутом склоне горы. Снизу вверх по склону полукругом поднимались места для зрителей. Внизу делали орхестру — круглую площадку, на которой выступали актёры и пел хор. Сбоку возле орхестры, на небольшом возвышении, строили помещение, которое называлось скене (отсюда наше слово «сцена»). На скене ставили декорации, там переодевались актёры. В конце V — начале IV в. до н. э. театры существовали во всех греческих городах. Слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Афинский театр был одним из самых больших в Элладе, в нём могли поместиться 17 тысяч зрителей, Афины были центром культуры древней Греции. Он был построен на склонах Акрополя. В греческих театрах была прекрасная акустика. Всё, что произносили актёры на орхестре, было отчётливо слышно даже в последних рядах.
Значение слова ДРАМА: Из истории слова
Само слово «драма» в переводе с греческого означает «действие». Зарождение драмы в Древней Греции связано с совершаемыми весной обрядами в честь Диониса (Бахуса, Вакха) — бога виноградной лозы. В марте, когда вся растительность, ожившая после «зимней смерти», была в полном цвету, в торжественной процессии представлялось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был отослан на воспитание. Исполняемые в его честь лирические песни пел хор, предводителя хора называли корифеем.
Первым шагом к драме в ее современном виде было введение актера, что в переводе с греческого значит «отвечающий» (хору).
Исполнение драм было делом государственным. Драматурги осознавали объединяющую и воспитательную роль театра и гордились этим.
Афинский театр Диониса вмещал около семнадцати тысяч зрителей — почти все взрослое население тогдашних Афин. И можно себе представить, какое мощное воздействие мог оказать спектакль на жителей города. Правда, представления происходили только по праздникам, длились по нескольку дней, начинаясь утром и заканчиваясь с заходом солнца.
Афинский театр — открытое место, как наш стадион. Он имел форму чаши. Словом «театр» (греч. «смотреть») сначала называли места для зрителей, а круглую площадку, на которой играли актеры, именовали «орхестра». сценой».
Актеры всегда играли в масках и в специальных сандалиях с очень толстой подошвой — котурнах. Котурны надевались с целью увеличения роста исполнителя роли для придания большей величественности образам героев и богов.
Искусство авторов оценивалось специальными судьями, первый приз означал победу, второй — умеренный успех, а третий — провал. Величайший драматург Древней Греции Эсхил, написавший несколько десятков пьес, тринадцать раз получал первый приз.
Виды представлений
Комедии |
Трагедии |
Веселые и насмешливые представления (герои не только боги, но и современники) |
Пьесы серьезного содержания, часто заканчивающиеся смертью главных героев или их страданиями (герои – боги, исторические деятели, персонажи греческих мифов) |
Итак, сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с его особенностями. Давайте сравним древнегреческий театр и современный.
Вместе с учащимися учитель составляет схему, которую ученики записывают в тетрадь.
Общее:
- Отдельное здание.
- Есть сцена, место для оркестра, хранения декораций, переодевания актеров.
- Места для зрителей.
- Билеты.
- Играют комедии и трагедии.
Различия:
Греческий |
Современный |
|
|
античная лит-ра за 4,5 мин.
история театра театр др. греции
Вернуться в раздел 8 класс