1 |
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку. |
2 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб. |
3 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени. |
4 |
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I. |
5 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения. |
6 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Город Кировск (1) расположенный в центре горного массива Хибины (2) знаменит не только крупнейшими залежами апатитов (3) но и самым известным российским горнолыжным курортом. Местные жители шутят (4) что дети здесь встают на лыжи раньше (5) чем начинают ходить. Это неудивительно (6) так как повсюду (7) утрамбованные свирепыми северными буранами (8) снежные поля и обширные склоны Хибин. Всё словно создано для того (9) чтобы прокатиться на лыжах или сноуборде. |
7 |
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Митрополичьи палаты в Ярославле (1) памятник архитектуры (2) заслуживающий внимательного осмотра и снаружи (3) и внутри. Они были построены в XVII веке (4) как резиденция митрополита ростовского и ярославского Ионы. С тех самых времён (5) они представляют собой (6) типичную для того времени городскую усадьбу. Двухэтажное здание самих палат (7) два флигеля (8) хозяйственные постройки и ещё домовая церковь святителя Леонтия Ростовского (9) все эти архитектурные сооружения привлекают внимание туристов. |
8 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади. |
9 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В годы Великой Отечественной войны (1) сотрудники музея пытались уберечь памятники Царского Села от вандалов. Памятник А.С. Пушкину и бронзовую фигуру фонтана «Девушка с кувшином» (2) удалось сохранить (3) закопав в землю (4) а вот Чесменскую колонну (5) установленную в память о военных победах (6) спрятать не смогли. Немецкие захватчики (7) пытались сбросить её в пруд танками (8) но пострадали лишь барельефы с пьедестала. |
10 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Знаменитая 60-метровая «падающая» колокольня в городе Соликамске Пермского края (1) не имеет архитектурных аналогов в России (2) так как состоит из двух чётко различимых частей (3) массивного кубического здания (4) и высокой восьмигранной башни. Кроме того (5) особенность её ещё и в том (6) что она отклоняется от оси почти на два метра. Во время строительства (7) под действием грунтовых вод колокольня накренилась (8) и затем достраивали её уже в таком положении. |
11 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Водопад Серебряные струи (1) спрятавшийся среди заповедного букового леса в Большом каньоне (2) считается одной из достопримечательностей Крыма. Это (3) покрытая зелёной моховой «шапкой» (4) скала (5) по которой стекают тоненькие потоки воды (6) и падают затем с высоты 6 метров. В ясную погоду струи воды водопада переливаются на солнце (7) играя серебром (8) и становится понятно (9) откуда взялось такое живописное название. |
12 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Уникальность Соловецкого архипелага (1) расположенного в Онежском заливе Белого моря (2) и состоящего из шести крупных островов (3) в том (4) что здесь удивительным образом слились воедино тысячелетия истории России. Это (5) стоянки древних людей (6) монастырские святыни (7) памятники советского прошлого в сочетании с потрясающим природным ландшафтом (8) древние святилища III–II тысячелетия до н.э. (9) включающие в себя знаменитые северные лабиринты. |
13 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее |
14 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Русский музей (1) это крупнейший в мире музей русского искусства (2) уникальный архитектурно-художественный комплекс (3) в историческом центре Санкт-Петербурга (4) а также первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании (5) было принято Александром III (6) но только спустя некоторое время (7) Николай II подписал указ (8) «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей Императора Александра III”». |
15 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки. Национальный парк под названием (1) Ленские Столбы(2) – геологическое образование и одноимённый природный парк в (3) Якутии (4) на берегу реки (5) Лены (6). Это причудливые и разнообразные скальные образования, высота которых доходит до 220 метров над уровнем реки. Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался об этом месте: (7) Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой (8). |
16 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне. |
17 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Из всего списка российских и мировых достопримечательностей (1) которыми буквально «напичкан» Санкт-Петербург (2) всё же можно выделить несколько наиболее знаковых (3) Исаакиевский собор (4) храм Спаса на Крови (5) Петропавловскую крепость. Примечательны также (6) знаменитые разводные мосты (7) наиболее живописным и самым фотографируемым (8) из которых (9) считается Дворцовый мост. |
18 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Музей деревянного зодчества в Суздале (1) это комплекс (2) под открытым небом (3) где собраны уникальные постройки XVII–XIX веков (4) и до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времён. Здесь (5) можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина (6) стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях (7) возведённых (8) кстати (9) без единого гвоздя. |
19 |
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами. |
Кроссворд "Изобразительно-выразительные средства русского языка"
Представленный кроссворд позволяет проверить уровень знаний учащихся по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка». Целевая аудитория - учащиеся 9-11 классов. Кроссворд может быть использован в качестве нетрадиционной формы обобщающего контроля по указанной теме как на уроках русского языка и литературы, так и на факультативных занятиях.
Содержимое разработки
Кроссворд «Изобразительно – выразительные средства русского языка»
Кроссворд
«Изобразительно-выразительные средства русского языка»
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
1 |
2 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
3 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
4 |
X |
X |
X |
|||||||||
X |
X |
X |
5 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
6 |
X |
X |
X |
X |
X |
|||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||
X |
X |
X |
7 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
8 |
X |
X |
X |
||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
X |
9 |
10 |
11 |
X |
X |
X |
X |
|||||||||
X |
X |
12 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||
X |
X |
X |
X |
13 |
X |
||||||||||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
14 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||
X |
X |
15 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
По горизонтали:
- 1. Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз. 3. Определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему художественную выразительность, образность. 4. Выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова. 5. Образное выражение, содержащее художественное преуменьшение изображаемого предмета или явления. 9. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. 13. Разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. 14. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе внутреннего или внешнего сходства. 15. Прием, основанный на употреблении слова или выражения в обратном
смысле с целью насмешки.
По вертикали:
- 2. Противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. 3. Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. 4. Намеренное, нарочитое разделение (членение) предложения на несколько отдельных частей. 6. Сочетание слов с противоположным лексическим значением (сочетание несочетаемого). 7. Образное выражение, состоящее в преувеличении свойств предмета или явления. 8. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе смежности явлений, внутренней или внешней связи между предметами. 10. Иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядной его характеристики. 11. Изменение обычного порядка слов и словосочетаний в предложении с целью усиления выразительности речи. 12. Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого.